Цифровой рубль: что это даст бизнесу и потребителю? Статья Юлии Крохиной в издании "Экономика и жизнь. Юрист"

ЦБ анонсировал выпуск цифрового рубля в ближайшие 10 лет. На этот год регулятор назначил пилотный проект по тестированию валюты с участием двенадцати российских банков.

Что представляет собой новое платежное средство, каковы его преимущества и как появление ЦР изменит практику финансовых расчетов рассказала «ЭЖ» Юлия Крохина, руководитель практики бюджетного права Московской коллегии адвокатов «Арбат», доктор юридических наук, профессор.

Фрагмент:

Первой реакцией на идею ЦБ о выходе цифрового рубля была некая удрученность в банковском сообществе. Финансовые организации почувствовали угрозу их бизнесу? Какие аргументы ЦБ могли успокоить участников финрынка?

Ю.Крохина: Действительно, было много негативных мнений, отражающих сомнения в необходимости такого новшества для России. В рамках платформы ЦР на банки возлагаются функции, не являющиеся их профессиональной специальной деятельностью – например, обеспечение информационного обмена с платформой, ведение претензионной работы, использование сторонних программ и приложений. При этом сама по себе банковская операция – перевод денежных средств, будет происходить на платформе, то есть банки будут лишь создавать условия для совершения перевода, а не предоставлять услуги по переводу денежных средств. Это меняет образ банков, поскольку их основную функцию перевода берет на себя центральный банк, взамен предлагая осуществлять новую непрофильную деятельность. Ведь многие банки в настоящее время привлекают операторов услуг информационного обмена, используют ресурсы платежных систем для информационного взаимодействия с клиентом. Ключевым аргументом, привлекающим к участию в проекте ЦР, является сохранение для потребителя доступа к услугам по переводу денежных средств через банки, их мобильные приложения. То есть, гражданин не сможет пользоваться ЦР без банковской инфраструктуры. Это позволяет банкам сохранить свое влияние на потребителей, сопровождая оказание услуг в рамках платформы ЦР предложениями приобрести иные, их собственные услуги (кредиты, страховки и т.п.).

Источник: https://www.eg-online.ru/news/450839/