Риски размещения полигонов ТКО и мусороперегрузочных станций на приаэродромной территории

Хранение ТКО на полигонах у городов вызывает массовое недовольство общественности. Людей можно понять. Но столь же важная тема свалок у аэропортов не вызывает такого отклика. Однако наличие свалки рядом с взлётно-посадочной полосой может привести к трагичным последствиям.

 

Какие меры безопасности установлены государством, что признается полигоном ТКО и как он может отличаться от места сортировки или перегрузки мусора?

Основные определения, используемые при обращении с твердыми коммунальными отходами, раскрыты в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ и Правилах обращениях с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 (далее Правила).

Согласно положениями ФЗ-89, полигон подпадает под специальные объекты, предназначенные для размещения отходов. Из этого можно сделать вывод, что полигон ТКО – это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения твердых коммунальных отходов, который соответствует всем установленным законом требования. Следовательно, для того чтобы раскрыть прямое назначение таких сооружений, необходимо понимать, что же является размещением отходов и как оно классифицируется.

 

Размещение отходов представляет собой два основных блока:

— хранение отходов, под которым понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания и захоронения;

— захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

И в том, и в другом случае, предполагается размещение отходов на определённой территории с целью их хранения или захоронения.

 

Какие требования предъявляются к мусороперегрузочной станции? Чем она отличается от полигона для хранения ТКО?

Как мы уже определились, полигон ТКО предназначен исключительно под хранение или захоронение отходов. Это специальная категория земель, с указанием прямого назначения такого использования. Все специальные нормы, установленные законом к таким объектам, были введены с целью защиты почвы, воздуха и экологии в целом, ведь распад товаров, которые утратили свои потребительские свойства, так или иначе негативно воздействует на окружающую среду.

Анализ приведенной терминологии показывает, что размещение отходов – это всегда складирование (накопление) ТКО в специальном месте, вне зависимости от дальнейшей судьбы такого мусора.

Согласно положениям Правил, под накоплением отходов следует понимать складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Если полигон ТКО предназначен для хранения отходов сроком более чем 11 месяцев, то на какие участки распространяется требования к накоплению ТКО, которое не может превышать обозначенный срок? К таким участкам как раз относятся мусороперегрузочные станции (МПС), однако в российском законодательстве определение такому понятию как МПС вообще не встречается. Из нормативных актов, можно только установить, что МПС является объектом коммунального назначения и размещаться они должны с соблюдением требований, установленным СанПиН к санитарно-защитным зонам.

 

 Правила размещения специальных объектов, предназначенных для размещения отходов на приаэродромной территории.

Для того чтобы разобраться, какие объекты можно размещать на специальных зонах с ограниченным использованием, таких как приаэродромной территория, необходимо обратиться к действующему законодательству.

Согласно п. 8 ст. 105 Земельного кодекса РФ приаэродромная территория отнесена к виду зон с особыми условиями использования территории.

Согласно ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная  территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории (далее Правила).

В соответствии с частью 2 п. в) Правил, решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов гражданской авиации принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.

На официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации, размещены карты-планы зон с особыми условиями использования территории Как правило, в описательной части характеристик объекта землеустройства карты (плана) содержится прямое указание на запрет размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Положениями ст. 47 ВК РФ, предусмотрены несколько видов подзон аэродромной территории. Из них шестая подзона – это территория, на которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Согласно п.4.2.3 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89), утвержденного Приказом МГА СССР N 209 от 26.12.1988, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется, как правило, работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. В данные мероприятия входит ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней.

Анализируя указанные нормы, необходимо обратить внимание на цель, которую преследовал законодатель, а именно установить безопасное передвижение воздушных судов при взлете и посадке. Необходимо сразу подчеркнуть, что воздушное законодательство оперирует понятиями, различными от законодательства, регулирующего обращение с отходами. В данном случае используется понятие «объекты выбросов (размещения) отходов», что может указывать на любое целевое назначение земельного участка, на котором осуществляется накопление ТКО, вне зависимости от срока накопления таких отходов на соответствующем объекте.

Итак, полигоны, предназначенные для размещения твердых коммунальных отходов и мусороперегрузочные станции, являются объектами, которые могут привлекать массовое скопление птиц. И в том, и в другом случае происходит накопление ТКО с разным назначением и сроком складирования, что в свою очередь само по себе приводит к нарушению требований правил размещения таких объектов на приаэродромной территории.