Из рук в руки: предоставят ли коллекторам право снова взыскивать долги в сфере ЖКХ

Взыскание долгов в сфере ЖКХ всегда было головной болью управляющих организаций. До 2019 года они могли законно переложить эти обязанности на коллекторские компании при условии соблюдения несложных правил (уведомление должника за 30 дней, заключение договора цессии).

Но в 2019 году подобная практика прекратилась в связи со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 214-ФЗ. Закон установил запрет на уступку права требования возврата просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. В пояснительной записке к закону запрет объяснялся антиправовыми способами воздействия на должников и невозможностью для должника оспорить законность долга в судебном порядке.

Но уже в декабре 2019 года на официальном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) был размещен проект закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Законопроект был разработан Министерством Юстиции РФ. В настоящее время он находится на стадии экспертизы, ориентировочный срок вступления в силу — январь 2021 года.

Статьей 14 данного законопроекта устанавливается круг лиц, имеющих возможность требования долга за жилое помещение и коммунальные услуги.  Такое право будут иметь не только управляющие и ресурсоснабжающие организации, но и профессиональные коллекторские агентства, и даже автоматизированный интеллектуальный агент («робот-коллектор»). Кроме того, должники за коммунальные услуги представляются наименее защищенными. К таким должникам не будут применяться следующие положения законопроекта:

  • об обязательном досудебном порядке взыскания;
  • о запрете на передачу данных о должниках третьим лицам;
  • о праве должника на взаимодействие с кредитором через представителя;
  • об обязательном уведомлении должника в случае привлечения агента (в данном случае — профессионального коллекторского агентства).

Помимо этого, коллекторские агентства, привлеченные именно для работы с должниками в сфере ЖКХ, не обязаны будут хранить бумажные документы и вести аудиозаписи разговоров в ходе требования долга.

Эти положения практически полностью лишают должников по коммунальным услугам возможности взаимодействовать с привлеченными коллекторскими агентствами.

В то же время статьей 17 законопроекта предъявляются жесткие требования к профессиональным коллекторских агентствам. Законопроект предполагает ведение реестра таких организаций и осуществление контроля за их деятельностью. В пояснительной записке предполагается, что контролирующим органом станет Федеральная служба судебных приставов РФ. Однако, с учетом существенных объемов работы судебных приставов, представляется сомнительным и малоэффективным возложение на них дополнительно функции контроля за организациями по возврату просроченной задолженности.

Из приведенных положений законопроекта мы видим, что процедуры взыскания долгов за коммунальные услуги коллекторскими агентствами упрощаются, а права должников существенно ограничиваются. Надеемся, что законопроект доработают и баланс интересов взыскателя и должника будет соблюдён.