Управляющая компания и дерево

Сейчас ситуация, при которой за территорией жилого дома ухаживают не сами собственники квартир, а управляющая организация, является достаточно обыденной. Указанный способ предусмотрен законодательно (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса) и уже давно не вызывает удивления, однако вызывает массу вопросов. Управляющим организациям приходится выполнять огромный объем работ по обслуживанию жилых домов и придомовой территории. В ходе выполнения своих обязанностей управляющая компания может столкнуться с определенными проблемами.

Нечастая, но достаточно неприятная ситуация для управляющей организации – повреждение упавшим деревом припаркованного на придомовой территории автомобиля. Собственник автомобиля зачастую сразу же вызывает профессионального оценщика для определения ущерба. По прошествии некоторого времени в управляющую организацию может поступить претензия о возмещении ущерба, и даже исковое заявление. При этом, требования к управляющей организации может предъявить как собственник транспортного средства, так и страховая компания, уже возместившая ущерб владельцу автомобиля. Как же управляющей организации защитить свои интересы в этой непростой ситуации?

Земельный участок, на котором расположен жилой дом, вместе с элементами озеленения и благоустройства (деревьями, кустарниками, клумбами) относится к общему имуществу в многоквартирном доме. Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. В силу положений Жилищного Кодекса, бремя по содержанию указанного общего имущества, в том числе придомовой территории, ложится на управляющую организацию. Однако это вовсе не означает, что управляющая организация ненадлежащим образом исполнила свои обязанности.

Во-первых, необходимо определить состояние дерева, повредившего автомобиль. Для выяснения этого вопроса необходимо зафиксировать путем фото и видеосъемки состояние упавшего дерева, его покрова и корневой системы. Указанные материалы, а также непосредственно само упавшее дерево или его часть в дальнейшем будут являться объектами независимой дендрологической (биологической) судебной экспертизы. Эксперт либо установит факт признания указанного дерева сухостойным или аварийным, или же признает дерево здоровым. Таким образом, если дерево не будет признано аварийным или сухостойным, то скорее всего его падение не является следствием недосмотра управляющей организации.

Во-вторых, даже если дерево уже достаточно старое и подлежит вырубке, произвести вырубку не так то просто. Такая санитарно-оздоровительная вырубка без соответствующего разрешения – порубочного билета, не допускается. Указанное правило установлено п. 3.8.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Деятельность по вырубке регулируется и локальными нормативными актами. Так в Москве существуют «Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» от 10.09.2002 N 743-ПП. Получить порубочный билет необходимо в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города или иного муниципального образования. Таким образом, без разрешения ни жильцы дома, ни управляющая организация не имеют права срубить даже самое старое дерево на придомовой территории. Жильцы могут ускорить процесс вырубки, проведя общее собрание жильцов и направив решение о вырубке в районную администрацию. Поэтому доводы пострадавшего автовладельца об обязанности управляющей организации срубить дерево ввиду его аварийного состояния будут несостоятельны при отсутствии доказательств неоднократных обращений в районную администрацию и наличия у управляющей компании порубочного билета.

В-третьих, не всегда именно аварийное состояние дерево приводит к его падению. Причиной могут стать и неблагоприятные условия, такие как сильный ветер, шторм и иное природное метеорологическое явление. Так, сильный ветер, шторм и шквал являются опасными метеорологическими явлениями в соответствии с ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения». Для того, чтобы доказать факт наличия подобных явлений, управляющей организации необходимо обратиться в метеорологическую службу и получить справку о том, что опасное явление действительно имело место. Равноценным доказательством будут и сообщения МЧС России о штормовом предупреждении или шквалистом ветре. Анализируя судебную практику, можно с уверенностью сказать, что данный факт исключает ответственность управляющей организации в подобной ситуации. При этом суды указывают, что в таких ситуациях именно автовладелец не проявляет должной заботливости и осмотрительности оставляя автомобиль под деревьями несмотря на неблагоприятные климатические условия.

В приведенной ситуации хочется особо обратить внимание управляющих организации на необходимость оперативного сбора доказательств, которые помогут доказать отсутствие вины.